Группа компаний "Столица" г.Минск. Поиск инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов, Стратегический и управленческий консалтинг, Антикризисное управление, Научно-исследовательская деятельность, международные финансовые рынки, Исследование конъюктуры рынка, Управление активами, Биржевая и брокерская деятельность, Покупка-продажа бизнеса
A HIGHER LEVEL of
management consulting
Certified Management Consultant
LONDON
MOSCOW
NEW YORK
У никальный опыт работы в сфере экспертизы и консультационных услуг на международном уровне!
  Главная  |    О компании  |    Карта сайта  |    Форум  |    Контакты  |    Ссылки
 








Ru | En

О ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В ПРОЦЕДУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 мая 2008 г. N 03-30/1038

О ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В ПРОЦЕДУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Высшим Хозяйственным Судом изучена практика рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве), в рамках которых проводилась продажа недвижимого имущества должника на торгах.
Анализ содержания и объема документов, находящихся в материалах дел, позволяет сделать вывод о наличии в действиях антикризисных управляющих отдельных нарушений установленного законодательством порядка продажи имущества должника при проведении торгов, непредставлении антикризисными управляющими документов, сопровождавших процедуру назначения и проведение торгов и, как следствие, невозможности осуществления хозяйственным судом должного контроля за деятельностью управляющего по представляемым документам.
В отдельных случаях нарушения, допущенные антикризисными управляющими при продаже имущества должника, были отмечены в актах проверок их деятельности Департаментом по санации и банкротству.
Принимая во внимание, что торги, проведенные с нарушением требований законодательства, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов должника и кредиторов в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) и повышения ответственности хозяйственного суда при осуществлении контроля за деятельностью антикризисных управляющих, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь полагает необходимым дать следующие рекомендации.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) продажа имущества должника на торгах производится с момента открытия хозяйственным судом конкурсного производства в процедуре санации или ликвидации.
Порядок проведения торгов в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) регламентирован нормами Закона о банкротстве, Инструкцией об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2004 N 159 (далее - Инструкция), постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь "О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)" от 02.12.2005 N 30.
При организации и проведении торгов антикризисный управляющий должен представить документы, позволяющие хозяйственному суду установить соблюдение требований законодательства при продаже имущества должника в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
1. Согласно подпункту 21.1 пункта 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 N 615 (далее - Указ N 615) при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом, для определения начальной цены этого имущества на торгах обязательно проведение оценки стоимости имущества, выставляемого на торги, в том числе и внутренней оценки.
В соответствии с подпунктами 1.4, 1.5 пункта 1 Указа N 615 проведение оценки должно быть поручено антикризисным управляющим лицу, осуществляющему оценочную деятельность и аттестованному в установленном законодательством порядке. Оценка стоимости государственного имущества проводится государственными организациями либо организациями, осуществляющими оценочную деятельность, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов.
Антикризисному управляющему следует представлять хозяйственному суду документы, обосновывающие выбор оценщика с учетом стоимости оказываемых услуг, срока выполнения работ по оценке, а также условий их оплаты. По результатам проведения оценки - заключение об оценке.
2. Продажа имущества должника на торгах производится в порядке, определенном планом санации или ликвидации или по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
При полном или частичном отчуждении имущества должника в период конкурсного производства в соответствии с требованиями подпункта 1.34 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" необходимо согласование отчуждения с собственником имущества.
Антикризисный управляющий должен представить хозяйственному суду доказательства направления собственнику надлежащего уведомления об отчуждении имущества и условиях его реализации.
Согласование отчуждения имущества должника, находящегося в собственности Республики Беларусь, должно осуществляться с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 N 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом".
3. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, согласованная собранием кредиторов или комитетом кредиторов, утверждается хозяйственным судом по ходатайству антикризисного управляющего.
При этом в ходатайстве должна быть указана не общая стоимость имущества, предлагаемого к продаже, а содержаться его перечень с указанием установленной цены.
4. Антикризисный управляющий (специализированная организация, привлеченная к проведению торгов) организует публикацию информационного сообщения о проведении торгов.
Содержание объявления о продаже имущества должника на торгах должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 95 Инструкции. При этом публикуемое объявление в обязательном порядке должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Антикризисный управляющий представляет хозяйственному суду доказательства публикации информационного сообщения, позволяющие определить его содержание и дату опубликования.
5. Лицо, являющееся победителем торгов, обязано оплатить приобретенное имущество должника в срок, предусмотренный протоколом (при проведении торгов в форме аукциона) или договором купли - продажи, заключенным по итогам торгов (при проведении торгов в форме конкурса), но не позднее одного месяца со дня проведения торгов.
Антикризисный управляющий должен представить хозяйственному суду платежные документы, подтверждающие осуществление расчетов за имущество, реализованное на торгах.
Расчеты за реализованное на торгах имущество должны производиться в соответствии с решением, принятым собранием кредиторов или комитета кредиторов. Изменение порядка расчетов (зачет взаимных требований, выполнение работ, заключение договоров перевода долга и т.д.) антикризисным управляющим по соглашению с покупателем не допускается.
6. В соответствии со статьей 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
7. Хозяйственный суд по результатам оценки объема и содержания документов, оформленных при организации и проведении торгов, в случае выявления в действиях антикризисного управляющего грубых нарушений, перечень которых определен постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.11.2007 N 192, рассматривает вопрос об освобождении его от исполнения обязанностей в связи с недобросовестным или ненадлежащим их исполнением.
В соответствии со статьей 82 Закона о банкротстве управляющий, недобросовестно или ненадлежащим образом исполняющий обязанности, установленные настоящим Законом, по решению хозяйственного суда может быть дисквалифицирован, что в свою очередь, влечет за собой лишение его лицензии управляющего.

Первый заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь Е.А.СМИРНОВ

  
Информация


Связанные статьи


Оценка статьи








 
 

 

Республика Беларусь
ул. М. Танка 2, офис 3Н, 220004, г. Минск
Телефон: +375 17 306-35-23
Факс: +375 17 306-35-23
Mob: +375 29 550-25-61
© Группа компаний "Столица" 1991-2013
Rambler's Top100   RATING ALL.BY   Каталог TUT.BY