Группа компаний "Столица" г.Минск. Поиск инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов, Стратегический и управленческий консалтинг, Антикризисное управление, Научно-исследовательская деятельность, международные финансовые рынки, Исследование конъюктуры рынка, Управление активами, Биржевая и брокерская деятельность, Покупка-продажа бизнеса
A HIGHER LEVEL of
management consulting
Certified Management Consultant
LONDON
MOSCOW
NEW YORK
У никальный опыт работы в сфере экспертизы и консультационных услуг на международном уровне!
  Главная  |    О компании  |    Карта сайта  |    Форум  |    Контакты  |    Ссылки
 








Ru | En

ПОДГОТОВКА БАНКРОТА К ТОРГАМ

ПОДГОТОВКА БАНКРОТА К ТОРГАМ

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 22 февраля 2007 г.

Согласно части первой ст. 76 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" обязанностью управляющего с момента его назначения является принятие в ведение имущества должника и осуществление его описи (инвентаризации) и оценки. Для принятия имущества в ведение управляющему необходимо знать состав этого имущества, его стоимость и основные потребительские характеристики. Для получения этих сведений и проводится инвентаризация всего имущества банкрота. Приступив к исполнению своих обязанностей, управляющий должен принять всю имеющуюся у должника документацию, печати, штампы и иные ценности, после чего приступить к проведению инвентаризации. Если бывшее руководство должника не передает управляющему документацию, имущество, печати и штампы, несмотря на письменное уведомление об этом, то управляющий должен незамедлительно обратиться в хозяйственный суд для принудительного исполнения решения о признании предприятия банкротом, передав приказ судебному исполнителю по месту нахождения предприятия-должника. Управляющему следует иметь в виду, что в случае передачи копий документации, даже надлежаще заверенных, необходимо требовать предъявления подлинников этих документов, чтобы не осложнять себе жизнь в дальнейшем, например при взыскании дебиторской задолженности. Лучше пусть упрекнут за излишнее рвение, чем потом обвинят в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на управляющего в соответствии с Законом, которое повлекло убытки для должника или кредиторов. Если за излишнее рвение не наказывают, то за неисполнение обязанностей можно лишиться лицензии арбитражного управляющего (ст. 82 Закона).
В целях поиска имущества должника управляющему следует сделать запрос в налоговую инспекцию о наличии открытых счетов должника и незамедлительно после получения ответа о наличии таких счетов известить банковские учреждения, где открыты счета должника, об открытии конкурсного производства и необходимости перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия-должника. В соответствии со ст. 102 Закона управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Поскольку управляющий может не обладать профессиональными навыками проведения инвентаризации, то целесообразно привлекать для этого соответствующих специалистов, предварительно уведомив об этом хозяйственный суд, собрание кредиторов или комитет кредиторов, заручившись их согласием.
Вопрос об оплате труда лиц, привлекаемых управляющими для осуществления своих полномочий, должен решаться в заключаемом с ними договоре. Руководитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, ограничен в принятии решения по вопросам, перечень которых указан в ст. 75 Закона. Предварительная договоренность о распределении таких расходов между управляющим и руководителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, представляется наиболее оптимальным способом решения вопроса о выплатах. Если же ни одна из сторон не предпримет усилий достичь соглашения о выплатах и их источниках, то обе они могут понести риск, связанный с односторонним принятием решения. Так, заключая, например, дорогостоящий договор с аудиторской организацией на оказание услуг по изучению финансового положения предприятия-должника без участия его руководителя, управляющий этим односторонним решением может увеличить количество кредиторов. В случае неоплаты должником работ, принятых управляющим, вопрос об их оплате вынужден будет решать хозяйственный суд, оценивая при этом необходимость и обоснованность произведенных расходов и их размер. По результатам рассмотрения этого вопроса суд вынесет определение, в котором укажет размер подлежащих выплате сумм. Эти расходы могут быть отнесены на любую из сторон, в том числе и на управляющего. Отсюда следует вывод, что управляющий должен внимательно оценивать реальную необходимость привлечения каких-либо специалистов, дабы не тратить деньги должника понапрасну, на то, чтобы кто-то решал за управляющего вопросы, относящиеся к его компетенции. При этом надо помнить, что управляющий в период проведения всех процедур банкротства обязан в первую очередь принимать меры, направленные на защиту имущества должника, для чего при исполнении своих обязанностей он должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов не только кредиторов, но и должника.
Порядок привлечения специалистов в области инвентаризации и оценки имущества регламентируется ст. 99 Закона. В отличие от ст. 100 Закона, прямо запрещающей привлечение для ведения учета имущества должника, для управления этим имуществом и делами должника штатных специалистов последнего, в ст. 99 Закона отсутствует запрет на привлечение к проведению инвентаризации работающих у должника бухгалтеров. Поэтому представляется, что бухгалтерия должника в этой ситуации сможет произвести инвентаризацию имущества намного оперативнее, нежели это сделают привлекаемые управляющим со стороны специалисты.
Имущество должника включает в себя основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, денежные средства и иные финансовые активы, а также финансовые обязательства - кредиторскую задолженность, кредиты банков и т.п. Подвергнуть инвентаризации необходимо все финансовые обязательства должника и все его имущество независимо от местонахождения. Инвентаризации также должны быть подвергнуты иные виды имущества, не принадлежащие должнику, но числящиеся у него по бухгалтерскому учету (например, арендованные, на ответственном хранении, переданные для переработки).
Инвентаризация осуществляется комиссией, состав которой утверждается управляющим. До начала проведения инвентаризации следует проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг и других регистров учета; наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду или на хранение. При отсутствии документов надо обеспечить их оформление.
Комиссия должна произвести осмотр объектов основных средств и занести в опись полное их наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные характеристики.
При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права должника на их использование, правильность отражения нематериальных активов в балансе.
По результатам инвентаризации управляющий издает приказ, передаваемый впоследствии в бухгалтерию должника и служащий основанием для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
После завершения инвентаризации имущество должника оценивается. Для этого управляющий вправе привлекать специалистов-оценщиков, оплата услуг которых производится в определяемом хозяйственным судом размере во внеочередном порядке за счет имущества должника, если иная очередность оплаты не установлена собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Если имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимость, то она оценивается до продажи с привлечением независимого специалиста-оценщика, если иное не установлено законодательством. Непосредственным основанием для заключения договора на оценку является положение Закона, которым предусматривается право управляющего привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника. Объектом оценки могут быть отдельные активы предприятия, его имущественный комплекс или предприятие как бизнес. Вероятно, чаще будет осуществляться оценка несостоятельного предприятия как имущественного комплекса. Одним из существенных его отличий от оценки предприятия как действующего многие юристы считают присутствие фактора оценки так называемого "goodwill" - нематериального актива, выражающего стоимость менеджмента предприятия.
При оценке имущественного комплекса предприятия необходимо помнить, что из состава имущественного комплекса исключаются: имущество, изъятое из оборота, куда входят объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для данного региона (жилищный, социальный фонд, детские дошкольные учреждения и пр.), имущественные права, связанные с личной ответственностью должника.
При оценке имущество предприятия-должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, продается не на открытых, а на закрытых торгах, поэтому расчет его стоимости может производиться по особым методикам.
При оценке денежных обязательств и обязательных платежей предприятия-должника надо учитывать, что с введением конкурсного производства и моратория на исполнение этих обязательств на них согласно ст. 91 Закона начисляются проценты в порядке, установленном ст. 366 ГК (т.е. по ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь), с прекращением начисления неустоек (штрафов и пеней) и прочих экономических и финансовых санкций. При этом проценты впоследствии будут взиматься в размере 1/4 указанной ставки, действующей по состоянию на момент уплаты этих процентов. Начисляемые проценты существенно могут увеличить размер обязательств и уменьшить возможность развития предприятия-должника. В состав денежных обязательств включаются: задолженность за переданные товары; задолженность за выполненные работы и оказанные услуги; суммы займов с учетом процентов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия.
Практически каждое предприятие может иметь дебиторскую задолженность, которая возникает при расчетах с покупателями, с подотчетными лицами, в других случаях. Как правило, участники гражданско-правовых договоров стараются как можно четче оговаривать порядок и сроки погашения задолженности, не забывают и про штрафные санкции за нарушение сроков оплаты. Однако не всегда это может служить надежной гарантией того, что покупатель оплатит товар вовремя и полностью. В этом случае нужно приводить в действие механизм взыскания дебиторской задолженности - процесс, требующий знания законодательства и даже, если хотите, изобретательности. В некоторых случаях бывает выгоднее отказаться от взыскания дебиторской задолженности, предотвращая тем самым большие потери времени и средств, необходимых для ее взыскания.
Если предприятие отказывается от взыскания дебиторской задолженности, то оно рано или поздно спишет ее на убытки. Например, на убытки предприятия-кредитора может быть списана дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности. Такая задолженность списывается отдельно по каждому дебитору на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя. Причем сделать это можно по истечении трех лет с последнего дня, установленного для оплаты по договору. Чтобы списать дебиторскую задолженность раньше, кредитору понадобится найти обоснование невозможности ее взыскания. Безнадежной задолженностью можно считать задолженность организаций, признанных банкротами в судебном порядке (если имущества предприятия-банкрота не хватает для погашения задолженности), и вообще любую задолженность, в отношении которой предприятие уверено, что взыскать ее невозможно.
Нереальные для взыскания долги учитываются в составе внереализационных расходов, что установлено Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Следовательно, они уменьшают налогооблагаемую прибыль. При списании же задолженности, которую теоретически взыскать можно, но нецелесообразно, налогооблагаемая прибыль на сумму такого долга не уменьшается.
Списывая на убытки безнадежную дебиторскую задолженность, особое внимание надо уделять НДС. Это, в первую очередь, относится к предприятиям, определяющим выручку от реализации продукции для целей налогообложения по оплате. Налоговые органы считают, что предприятие-кредитор, списывая безнадежную дебиторскую задолженность на убытки, должно уплатить в бюджет НДС.
Другим способом возврата средств предприятия является продажа дебиторской задолженности. Такую задолженность могут купить предприятия, являющиеся должником дебитора. В этом случае действует интерес приобретения дебиторской задолженности с некоторым дисконтом от номинала долга, а затем предъявления ее к погашению по полной стоимости. Самым распространенным способом продажи дебиторской задолженности является договор уступки требования. В этом случае предприятие приобретает не только право требовать погашения долга, но и другие права и обязанности первоначального кредитора, вытекающие из договора, по которому возникла дебиторская задолженность. Причем для того чтобы переуступить право требования дебиторской задолженности, согласия должника не требуется.
Еще один способ возврата средств - обращение с соответствующим иском в хозяйственный суд. Перед таким обращением кредиторы, как правило, испробуют все доступные способы досудебного взыскания задолженности, которые могут выражаться в переговорах с дебитором, в ходе которых кредитор предлагает ему погасить задолженность в максимально короткие сроки, в предъявлении досудебной претензии.
При удовлетворении хозяйственным судом требований кредитора должник будет обязан уплатить все взысканные с него суммы. Если же суд откажет во взыскании, то кредитор может обжаловать такое решение. Однако возможно, что желание продолжать тяжбу отпадет. Тогда на основании решения суда долг можно признать безнадежным и списать на финансовые результаты организации.
Преимущество взыскания задолженности через суд содержится в возможности получить не только полную сумму дебиторской задолженности, но и суммы штрафных санкций. Однако у этого способа есть и свои недостатки.
Многие предприятия не пытаются обращать должного внимания на документальное оформление сделок, в результате чего на основании имеющихся документов практически не представляется возможным определить факт существования задолженности. Большей частью неплательщики являются потенциальными или фактическими банкротами, по их расчетному счету движение средств не происходит, а имущество чаще всего абсолютно неликвидно. Более того, имущество некоторых должников вообще не подлежит продаже. В такой ситуации на смену взысканию имущества должника через суд приходит другая форма истребования долга - принудительное банкротство должника.
В процессе осуществления конкурсного производства управляющий должен проводить активную работу с дебиторской задолженностью, которая заключается в выявлении дебиторов должника и в предъявлении к ним требований о взыскании задолженности. Кроме того, ст. 143 Закона позволяет управляющему уступать требования должника к его дебиторам посредством продажи таких требований на торгах, если иной порядок продажи не будет установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Работая с кредиторами должника, управляющий согласно ст. 75 Закона вправе в установленном порядке заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов, а также заявлять отказ от исполнения должником обязательств и некоторых долгосрочных договоров. Отказ от исполнения договоров должника заявляется в порядке, установленном ст. 111 Закона, и может относиться только к неисполненным полностью или неисполненным частично договорам, если их исполнение повлечет для должника возникновение убытков; если договор заключен на срок более одного года или рассчитан на получение должником положительных результатов лишь по истечении одного года со дня заключения договора; если исполнение этих договоров невозможно ввиду недостаточной стоимости имущества должника и если имеются иные обстоятельства, наступление которых может повлечь увеличение неплатежеспособности должника или воспрепятствует ее восстановлению.
Кроме того, управляющий должен принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; может предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником; иски о расторжении договоров, заключенных должником. То есть управляющий наделяется Законом весьма широкими полномочиями в сфере договорной практики должника.
Предчувствуя надвигающееся банкротство и преследуя цель вывести имущество из-под угрозы продажи на торгах, должники начинают распродавать свое имущество как посредством прямой купли-продажи, так и путем внесения его в уставные капиталы вновь создаваемых или существующих предприятий. Такие действия ущемляют интересы кредиторов и ведут к уменьшению конкурсной массы, лишая кредиторов возможности максимального удовлетворения их требований. Именно для предотвращения пагубных для кредиторов последствий Закон наделяет управляющего полномочиями расторгать сделки должника по отчуждению им своего имущества в тех или иных формах.
Перед подачей иска, будь то иск о признании сделки недействительной, об истребовании имущества или о применении последствий недействительности ничтожной сделки, управляющему будет не лишним сделать анализ сделки, которую он намерен оспорить. Также не мешает выяснить истинную цель, для достижения которой совершалась оспариваемая сделка. Здесь будет полезной информация, полученная от работников предприятия-должника. Необходимо помнить, что чаще всего за такой сделкой стоят чьи-то имущественные интересы, совсем не совпадающие с целями антикризисного управляющего, поэтому противодействие ему может приобретать любые формы - от попытки подкупа до угроз физической расправы. Это совсем не означает, что управляющий при попытке со стороны воздействовать на принятие им решения должен отступить. Наоборот, любые попытки давления должны решительно пресекаться. На это нацеливает и норма части первой ст. 63 Закона.
Готовясь к подаче иска в суд, управляющему желательно заручиться соответствующим решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. В случае удовлетворения иска лавры победителя непременно достанутся управляющему, а при поражении меньше риска получить упреки в некомпетентности и растранжиривании денежных средств должника на уплату государственной пошлины. Получить подобную поддержку со стороны уполномоченного органа кредиторов можно в процессе осуществления отчета перед ними. Право собрания кредиторов или комитета кредиторов требовать от управляющего представления информации о ходе конкурсного производства не препятствует названным органам давать управляющему поручения совершать конкретные действия, как то: отказаться от сделки по передаче имущества третьему лицу и т.п.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника управляющий на стадии ликвидационного производства приступает к его продаже на открытых торгах, если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника (часть первая ст. 142 Закона). Устраивать торги из-за нескольких письменных столов и одного сейфа не всегда целесообразно, так как больше средств будет истрачено на проведение таких торгов. Но что касается недвижимого имущества, автотранспорта, оргтехники, то здесь проведение торгов будет совсем не лишним.
Для одобрения порядка и сроков продажи имущества должника управляющий должен созвать собрание кредиторов или комитет кредиторов для решения вопроса, в какой форме проводить торги - в форме аукциона или конкурса. Часть тринадцатая ст. 130 и часть вторая ст. 131 Закона четко определяют, что торги проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Закон также оговаривает возможность проведения торгов в виде конкурса (например, при продаже предприятия в процессе санации градообразующей организации). Но окончательное право выбора порядка продажи имущества должника, вплоть до заключения договора купли-продажи без проведения торгов, принадлежит кредиторам. Последним вариантом (купля-продажа без торгов), например, кредиторы могут воспользоваться при наличии лишь одного претендента на приобретение имущественного комплекса.
Если продажа с аукциона предполагает продажу предприятия лицу, предложившему максимальную цену, то торги в виде конкурса выигрывает тот участник, который предложит наилучшие условия и соблюдет поставленные на конкурсе условия, обязательными из которых являются сохранение рабочих мест для большей части работников должника; переобучение или трудоустройство за счет приобретателя большей части работников в случае изменения основного вида деятельности предприятия.
Обе формы имеют свои преимущества. Однако следует помнить, что, преследуя цель выручить наибольшую стоимость от продажи, можно потерять предприятие. Ведь не секрет, что многие потенциальные покупатели предпочитают купить имущественный комплекс не для продолжения его жизнедеятельности, а для получения денежных или товарных кредитов, для перепродажи и т.п. При таком подходе не надо лелеять надежду на рост производства, развитие социальной инфраструктуры, увеличение сбора налоговых платежей.
Проведение же конкурса путем принятия соответствующих его условий позволяет выбрать не только наиболее состоятельного покупателя, но также и перспективного инвестора, который будет в силах восстановить и модернизировать производство. Проведение торгов в виде конкурса также позволяет максимально удовлетворить как интересы кредиторов, так и интересы работников предприятия-банкрота. Окончательное определение победителя конкурса сделает конкурсная комиссия, выбор членов которой должен принадлежать управляющему. Этот вывод следует из нормы закона, позволяющей управляющему быть организатором торгов.
Форму торгов, их условия, дату и место проведения, порядок принятия заявок и проведения торгов необходимо утверждать на собрании кредиторов или комитета кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Управляющий в соответствии со ст. 130 Закона обязан опубликовать объявление о продаже предприятия должника на открытых торгах в официальном издании ВХС Республики Беларусь или иных средствах массовой информации в срок не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов (им может выступить сам управляющий либо поручить проведение торгов специализированной организации, не являющейся заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов или управляющего), предложило лучшие условия.
Первичные торги, для участия в которых была подана лишь одна заявка на приобретение предприятия, не проводятся. Если такая же ситуация произойдет перед повторными торгами, то Закон допускает при наличии согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов продажу предприятия без проведения повторных торгов.
Непроданное на первых торгах имущество должника выставляется на повторные торги или реализуется управляющим по прямым договорам купли-продажи, заключенным без проведения торгов.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол, имеющий силу договора. В случае если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты проведения конкурса подписывается договор купли-продажи (ст. 130 Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 531 ГК договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Таким образом, несмотря на то что Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" прямо не указывает на соблюдение этой формальности, управляющий при подготовке предприятия к продаже обязан осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество предприятия. Без регистрации первичного права на имущество нельзя будет осуществить эту регистрацию после продажи предприятия на торгах. Управляющему следует обеспечить изготовление технических паспортов на все объекты недвижимого имущества, планов земельных участков. Такую же регистрацию придется проводить и новому собственнику после покупки им предприятия.
Еще одна проблема может возникнуть при продаже имущественного комплекса в случае отсутствия согласия на осуществление такой сделки антимонопольным органом. Согласно ст. 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" для совершения любым юридическим или физическим лицом сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, необходимо предварительное согласие антимонопольного органа.
При приобретении крупного предприятия балансовая стоимость его активов может быть довольно высока, и ее величина может тем или иным образом создать предпосылки для возникновения указанного в упомянутом Законе обстоятельства. Следовательно, до проведения торгов относительно крупного объекта каждый предполагаемый покупатель должен будет представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на приобретение имущественного комплекса. Несоблюдение этого условия может повлечь за собой возникновение по инициативе антимонопольного органа судебной тяжбы на предмет признания сделки купли-продажи предприятия недействительной. Об этом важном моменте нужно помнить и управляющему, и участникам торгов.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ,
заместитель Председателя
Хозяйственного суда
Минской области,
преподаватель кафедры
"Финансовое право" БГУ


  
Информация


Изображение по теме

Связанные статьи




 
 

 

Республика Беларусь
ул. М. Танка 2, офис 3Н, 220004, г. Минск
Телефон: +375 17 306-35-23
Факс: +375 17 306-35-23
Mob: +375 29 550-25-61
© Группа компаний "Столица" 1991-2013
Rambler's Top100   RATING ALL.BY   Каталог TUT.BY